Часть 8
Троллейбусник на линии.
Даже когда в троллейбусе едет 200 человек, а в "Икарусе" или ЛиАЗе ни одного, то даже в этом случае в городских условиях на коротких ПРЯМЫХ перегонах от одной остановки до другой эти автобусы троллейбусу однозначно не конкуренты. Реально конкурировать может только коммерческий ПАЗ, который может проехать одну остановку, не высаживая пассажиров и только за счет этого обскакать электрическое чудо. Это реальность, которую ЛЮБОЙ троллейбусник благополучно использует на длинных проспектах Новосибирска.
Ты просто держишь в зеркале заднего вида жутко дымящее и пыхтящее устройство венгерского автопрома и собираешь у него из-под носа всех платежеспособных пассажиров. Если автобус пытается немного оттянуться от тебя назад, чтобы на остановках хоть немного поднакопилось пассажиров за лишние 20-30-40 секунд, то ты его просто ждешь, и "экономишь" лишних пассажиров впереди по маршруту. Если автобусник начинает пытаться тебя обойти, ты ЛЕГКО и улыбаясь держишь его позади себя в 15-20 секундах. У него нет и одного шанса из сотни. Единственный его шанс – это обрыв контактной сети на маршруте.
Все рассчитывается так, чтобы ты начал трогаться с остановки именно в тот момент, когда автобусник к остановке только начинает пристраиваться. Если попытаться сократить этот промежуток, то это становится потенциально опасным для выручки твоего кондуктора. Автобусник может попытаться тебя наказать при помощи твоего же какого-нибудь запрещенного приема из огромного арсенала таких приемов водителей городского транспорта.
Один из самых жестких приемов обхода конкурента на линии – это начать выгружать пассажиров из второго ряда проезжей части в то самое время, когда впередиидущий транспорт уже закрыл дверь и готовится отъехать от остановки. Делать это нужно так, чтобы твоя задняя дверь находилась непосредственно перед кабиной готовящегося отъехать от остановки автобуса. Т.е. ты подъезжаешь сзади к готовящемуся стартовать от остановки автобусу, и не пристраиваешься за ним, а объезжаешь его пока он только думает отчалить с остановки, и со второго ряда проезжей части начинаешь выгружать пассажиров прямо ему под колеса. Автобусник гудит и кричит в окошко, но сделать он все равно ничего не сможет, т.к. пока он будет сдавать назад на своем крокодиле, чтобы попытаться создать себе пространство для того, чтобы вырулить с остановки сразу в третий ряд дороги (второй-то уже тобой занят), на который его все равно не пустит плотный поток автомобилей, троллейбусник уже успевает отстреляться на остановке и уехать вперед в приличный отрыв.
На следующей остановке автобусник уже НЕ успевает проделать с тобой точно такой же маневр – просто не позволяют ходовые качества его машины поспеть за троллейбусом. Он только начинает подъезжать к остановке, а ты в этот момент уже отъезжаешь от нее. Это жестоко. Человек ехал впереди тебя и мысленно считал прибыль за удачный рейс от проданных билетов, – а тут из ниоткуда появился ты, и вырвал из его рта очень вкусный и жирный кусок зарплаты.
Часто в час пик тебя подрезает таксист, который увидел голосующего с общей остановки клиента. Таксист тебе не конкурент, конечно, но он очень сильно мешает красиво отстреляться на остановке, да и просто раздражает, т.к. путается на своем корыте под твоими ногами (под ногами – и в прямом, и в переносном смысле) слишком уж часто и совсем уж бесцеремонно. Когда очередной таксист попадается на остановке общественного транспорта под плохое настроение троллейбусника в час пик, то таксиста ожидает ремонт его корыта. Троллейбусник просто выгружает со второго ряда своих пассажиров прямо на его такси. Пассажиры обычно очень недовольны таким таксистом, и ему приходится потом править вмятины и ставить новые зеркала на свое жестяное средство заработка. Троллейбусник остается не виноватым: он таксисту ни одной царапины своим троллейбусом не сделал. Все сделал справедливый и праведный гнев пассажиров.
Иногда на светофоре справа между тобой и тротуаром вклинивается куда-то опаздывающий частник. Если это мотоцикл, свежая иномарка или, на худой конец, хотя бы "восьмерка" или "девятка", то они тебя не раздражают и обычно тебе не мешают при старте со светофора. Но если этот деятель едет на 412-ом, жигулевской классике или, что вообще передел глупости и наглости человеческой, на ГАЗели, то это уже становится делом принципа… НИ ОДИН "Москвич" или ГАЗель не обошел меня справа при одновременном старте со светофора, пока я был слишком уж горяч и молод (первые два года водительского стажа). События всегда развивались одинаково: резкий одновременный старт на желтый, экстренное торможение едущего в правом ряду перед первым же припаркованным за светофором автомобилем. Если у тебя в салоне при этом в районе 70-80 человек, то пустая жигулевская классика с Шумахером иногда успевает выскочить с правого ряда из своей западни. С возрастом я стал себе позволять такие вещи только в том случае, если в салоне на момент старта от светофора ни один пассажир не стоял на ногах, а все они в это время ОБЯЗАТЕЛЬНО сидели на сиденьях. Оно и пассажирам намного полезнее, и тебе гоняться приятнее, т.к. при пустом салоне супротив троллейбуса в светофорных гонках нет шансов даже у Шумахера на "классике". Ну, если только звезды на сегодня для него очень уж удачно сложатся.
Когда пассажиров в салоне не много, а очень много, то это ОЧЕНЬ плохо, т.к. у кондуктора резко падает продаваемость билетов в такой обстановке. В этом случае приходится останавливаться между остановками. Претензии не рассматриваются однозначно – нужно было не всей толпой с проходной завода выходить, а небольшими группами и мелкими перебежками. Именно так, чтобы моему кондуктору работалось комфортно и продуктивно. И если несознательные пассажиры этого не понимают, то троллейбусник в этом совсем не виноват. Это единственный случай, когда "Икарус" очень хорошо и полезно для своего кошелька пропускать вперед для расчистки трассы. Тут он тебе уже совсем не враг, а самый надежный друг, товарищ и брат.
Тут надо заметить, что после своего покаяния я уже не использовал на линии этот очень эффективный, но столь же и некорректный боевой арсенал. Зарплата немного упала, но денег наоборот после этого стало хватать, т.к. отпала необходимость тратить их на водку и сигареты.